КОСТЮМ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ
В течение V в. по западной территории павшей Римской империи расселялись различные пле мена варваров - германцев. Они заняли территорию современных Италии, Франции, Испании, Германии, Англии, Нидерландов. К VIII в. относится создание наиболее крупного феодального государства - королевства франков, которое достигло своего могущества в период царствования Карла Великого.
В 843 г. франкская империя распалась на три больших королевства: Францию, Германию и Италию. Варварские государства, возникшие на развалинах рабовладельческой Римской империи, характеризовались новыми социально-экономическими отношениями - феодальными, христианской религией, сменившей древние языческие верования варваров, и новой европейской культурой, сформировавшейся в сфере религии.
Характер всего средневекового искусства крайне противоречив. С одной стороны, это пропаганда религиозных идей и аскетизма: мир полон зла и губительных соблазнов, красота его обманчива и преходяща, тело - оковы бессмертной души. Но церковные идеи не изолировали искусство от представлений и вкусов народа - средневековые художники сумели открыть в человеке огромное богатство внутренней жизни, страстность душевных порывов, красоту труда. И именно эта вторая сторона средневековой культуры подготовила ее необыкновенный взлет в эпоху Возрождения.
Историю искусства средневековой Европы делят на три периода: дороманский (VI - X вв.), романский (XI-XIIвв.) и готический (XIII-XV вв.). Первый этап - период становления феодализма, второй - его зрелости, третий - возвышения средневековых городов.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ
Под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы общественной жизни, в эпоху средневековья появляется новый эстетический идеал человека-аскета, отрекшегося от радостей земной жизни. На фресках соборов изображаются непропорциональные бесплотные фигуры с выражением неистовых страданий на лице. Культ мадонны, богоматери, получивший широкое распространение в раннехристианском искусстве, определяет идеал красоты женщины. Однако религиозное воздействие было не единственным в формировании эстетических представлений средневековья. Не менее важными были идеалы рыцарства и идеалы народа, нашедшие отражение в таких эпических произведениях, как «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», в поэзии трубадуров. Сила, храбрость, воинская доблесть рыцаря, защитника своей страны, своего короля определили мужественность его внешнего облика.